Китайские и многие иностранные специалисты придерживаются мнения, что Китай станет крупнейшим мировым производителем автомобилей к 2020 году.
На первый взгляд кажется, что планы китайцев сильно преувеличены. Но динамика развития автомобилестроения последних лет свидетельствует об их реальности. В 2004 году Китай выпустил 5,07 млн. машин, благодаря чему занял почетное 4 место в мире. А уже на следующий год объем производства вплотную подошел к шести миллионам. Но лидерами до сих пор являются США, Япония и Германия. Через 3 года китайцы планируют повысить ежегодный объем до 10 миллионов, а к концу 2020 году до рекордной цифры в 15 миллионов. Если столь амбициозные планы реализуются, то Китай станет крупнейшим производителем автомобильной техники в мире.
На данный момент в Китае зарегистрировано более 30 миллионов гражданских автомобилей. В 2000 году таких было лишь 16 млн. Темпы роста впечатляющие. За последнюю пятилетку шесть миллионов китайских семей приобрели автомобили.
Таких успехов китайцы добились благодаря иностранным кампаниям, для которых на протяжении многих лет правительство Китая создавало весьма выгодные условия. Во-первых, это дешевая рабочая сила: если час работы немецкого сотрудника завода «Daimler Chrysler» стоит 38 евро в час, то китайский рабочий готов трудиться за 1,5 евро. Во-вторых, выгодные инвестиционные и налоговые условия, благодаря которым ведущие мировые производителей создавали совместно с КНР автомобильные предприятия. Пока главной целью таких предприятий, является внутренний рынок, который уже вышел на третье место в мире. Сегодня на европейские компании приходится 60% иностранных инвестиций, привлеченных Китаем в автопром. При этом общее количество заводов, занимающихся изготовлением транспортных средств, давно перевалило за сотню.
По данным Китайской ассоциации автомобильной промышленности, в число десяти крупнейших предприятий страны входят: «Шанхай-Volkswagen», «Первый автозавод — Volkswagen», «Шанхай — General Motors», «Гуанчжоу-Honda», «Тяньцзиньский первый автозавод», «Пекин-Hyundai», автомобильные компании «Чанъань», «Шэньлун» и «Цижуй», а также «Первый автозавод — Toyota». Правда, по мере увеличения количества предприятий рыночная доля каждого из них постепенно сокращается.
Сейчас главной целью китайцев является завоевание мирового автомобильного рынка. Уже практически вся Россия пользуется китайской спецтехникой. Следующая волна должна накрыть Европу, а затем наступит очередь Америки. Этот план китайцы назвали «Великим походом». Товары народного потребления уже прошли весь этот путь. Россия является прекрасной стартовой ступенькой для выхода за западные рынки. Причиной является то, что мы весьма не требовательны к технике. На нашей стране китайцы могут прекрасно потренироваться в доставке автомобилей и запчастей к ним, а также на создании дилерской сети.
Первым автомобилем, который поступит на европейский рынок скорее всего будет 5-метровый седан, кузов которого разработан дизайнерами ателье ItalDesign. Выпускается он компанией Shenyang Brilliance Jinbei Automobile на новом заводе, построенном для сборки BMW. Автомобиль очень хорошо укомплектован: кондиционер, АБС, подушки безопасности, система курсовой устойчивости, парктроник, полный электропакет, вместительный 550-литровый багажник. Линейка лицензионных двигателей Mitsubishi пока состоит из двух бензиновых моторов объемами 2,0 л (129 л. с.), и 2,4 л (136 л.с). На выбор предлагаются 5-ступенчатая механическая и 4-ступенчатая автоматическая коробки передач. Максимальная скорость —200 км/ч.
На западе более требовательно относятся к вопросу качества автомобилей. Если качество и работа дилеров окажется приемлемым, то китайская спецтехника наверняка будет пользоваться большим спросом. Предполагаемая цена в Германии не превысит 20 тыс. евро.
По словам генерального директора корпорации «Цижуй» (Chery) Чжан Линь через год как минимум пять моделей начнут продаваться в США, а за сезон планируется реализовать 250 тысяч машин.
Министерство коммерции Китая создает все условия для осуществления «Великого похода». По словам Чжан Цзи, очень скоро, для облегчения экспорта автомобилей и запчастей, рядом с автомобилестроительными предприятиями буду создаваться государственные базы. Таким образом, экспорт автопродукции увеличится на 73% по сравнению с предыдущим годом.
Китай уже доказал свою значимость и состоятельность на рынках товаров народного потребления, таких как игрушки, одежда, велосипеды и т.д. Поэтому планы китайцев следует воспринимать крайне серьезно. Безусловно что автомобили не сравнятся с товарами народного потребления - их делать намного труднее и дороже, но не стоит забывать что Китай строит и запускает космические ракеты. Тем более, перед глазами стоит успешный опыт соседей-корейцев, научившихся делать неплохие машины за 15 лет. КНР пройдет этот путь гораздо быстрее.
|