Экономика Китая развивается стремительными темпами, особенно в последние годы. Китайцы уже стали мировыми лидерами по производству электроники и товаров народного потребления. Такая перемена не могла не затронуть и автомобилестроительную отрасль. Значительная часть рынка Юго-Восточной Азии уже под контролем китайских автопроизводителей, а не так давно они начали поставлять свои грузовики и в страны бывшего СНГ. Несмотря на увеличивающийся спрос на китайскую спецтехнику, в России она остается "тёмной лошадкой".
Мнений очень много. Одни уверены, что китайские машины низкого качества и непригодны для работы, другие придерживаются иного мнения, утверждая, что китайская спецтехника по качеству не уступает известным мировым маркам, а стоит гораздо дешевле.
Для того, чтобы разобраться, как в действительности обстоят дела, нужно рассмотреть модели, которые уже распространяются по странам Содружества, а также те, которые планируют пустить в продажу в ближайшее время. Для начала вспомним, историю развития китайского автопрома. Первый автомобильный завод был построен в Китае в 50-х годах Советским Союзом. И, соответственно, первыми автомобилями, сошедшими с конвейера, были ЗИС-150, ГАЗ-51, ГАЗ-69. Для того времени это были вполне современные грузовики с достаточно неплохим качеством исполнения. Пройдя длинный путь модернизации, эти машины выпускаются в Китае до сих пор, хотя существенно отличаются от своих предков и качеством и дизайном. Сейчас на них устанавливают современные удобные кабины и дизельные двигатели.
Но уже в конце 70-х годов советская и китайская промышленности разошлись по разным направлениям. Причин тому много, но мы выделим две основные. Во-первых, это возникшие противоречия между правительствами двух государств. Во-вторых, сильное подорожание топлива заставляло китайцев перейти на экономичные дизельные двигатели, чего советская промышленность предложить не могла. Японцы, к которым Китай обратился за помощью, помогли модернизировать старые заводы и предложили выпускать грузовики марок Isuzu, Nissan и Mitsubishi по лицензиям. Наряду с этим были построены новые предприятия с совместным производством.
На сегодняшний день модельный ряд Китая состоит из автомобилей конструкции 1980-х годов с двигателями Евро 2, а также более современные грузовики, соответствующие нормам Евро 3. Все современные китайские заводы по производству грузовых автомобилей можно условно разделить на три группы. На первом месте заводы, построенные советскими специалистами и модернизированные позже японцами. Качество выпускаемых там автомашин находится на довольно высоком уровне.
Сейчас Китай стремиться сокращать количество предприятий с совместным производством, предпочитая самостоятельно конструировать и выпускать новые модели грузовиков, используя самые новейшие зарубежные достижения.
Теперь рассмотрим грузовики, поставляемые в страны ближнего зарубежья. Первым крупную партию автомашин экспортировал пекинский завод Beijing Light Automobile Co (до 1988 года - Пекинский автозавод № 2). Именно он первым в Китае стал выпускать легкие бескапотные грузовики в мае 1966 года. В 1988 году, после реконструкции, завод выпускает серию грузовиков (конструктивно напоминающих японские Isuzu серии N) грузоподъемностью 1,5-3 т, оснащенных как бензиновыми, так и дизельными двигателями. Продажа китайской спецтехники в Украину началась сравнительно недавно, но уже пользуется огромным спросом, вытесняя конкурентов. Грузовики поставляются под марками "Феникс" и "Фотон".
Сегодня Первый автомобильный завод, построенный советскими специалистами и еще один лидер китайского автопрома – это FAW. Первая модель, сошедшая с конвейера, была точной копией ЗИС-150 и именовалась "Освобождение" (Jiefang). Также выпускались грузовики различных классов, автобусы, троллейбусы и даже высококлассные автомобили Hongqi. Затем, после модернизации завода японцами в 80-х годах, модельный ряд пополнился легкими грузовиками и фургонами по лицензии Isuzu и тяжелой техники по образцу Mitsubishi. Низкая себестоимость обеспечивается большим масштабом производства. В планах FAW начать поставлять в Россию фургоны и грузовики, грузоподъемность от 750 до 1000 кг, оснащенные бензиновым и дизельным двигателями Евро 2. Цены на них будут варьироваться от $7 тыс. до $8 тыс. Китайская "полуторка" - конкурент отечественной "Газели" - будет стоить 8450 долл. Наряду с этим предполагается начать продажи дизельных грузовиков грузоподъемностью от 2 до 3 т. Цены более чем привлекательные: от 11 490 до 13 750 долл. В настоящее время руководство ЗИЛа ведет переговоры с FAW о закупке двигателей китайского производства и о совместном выпуске автомобилей.
Филиал FAW, завод "Dongfeng" ("Ветер с Востока"), еще один лидер китайского автопрома. Первое время здесь также производились ЗИС-150, затем стали выпускать тяжелые армейских машин, на подобии нашего "Урала", которые производят до сих пор. В 1984 году началось сотрудничество с Nissan. На сегодняшний день в состав "Dongfeng" входят несколько небольших заводов в самых различных городах Китая. Модельный ряд "Dongfeng" весьма разнообразен - бескапотные автомобили грузоподъемностью от 1,5 до 26 т. По своей конструкции они аналогичны японским грузовикам. В России автомашины данной марки однако пока неизвестны.
На сегодня в России продают трехтонные грузовики Janghuai Automobile Company (JAC) с дизельными двигателями Dongfeng, производящиеся по технологии Nissan. В сравнении с другими китайскими грузовиками автомобили марки JAC стоят довольно дорого - от $19 тыс. до $20 тыс.
Перспективы китайских грузовых машин на российском рынке.
На сегодняшний день самые дешевые китайские грузовики аналогичные "Газели" и "Валдаю" стоят не дороже отечественных. Но главным фактором для потенциальных потребителей является экономичность, которая у китайских грузовиков выше. А если брать во внимание удобство управления и эргономику, то наши сильно уступают китайцам. Для эксплуатации в условиях города важным аспектом является маневренность. У китайских грузовиков, благодаря бескапотной компоновке, при той же грузоподъемности габариты много меньше, чем у наших автомобилей. По качеству сборки китайские грузовики, похоже, не уступают продукции российских заводов. Единственным недостатком является качество покраски, но для рабочей техники это не имеет большого значения. Проблемы могут возникнуть в связи с тем, что автомобили еще не адаптированы к российским условиям эксплуатации. Климат Китая существенно отличается от нашего. В результате на большей части китайских автомобилей система отопления недостаточно эффективна для северной зимы, аккумуляторы долго не выдерживают в наших условиях. Они нуждаются в дополнительной защите и электрооборудование, а это дополнительные затраты. Но все перечисленные недостатки нетрудно устранить при предпродажной подготовке или непосредственно в процессе эксплуатации. Есть вероятность, что могут возникнуть трудности с поставкой запасных частей. Но серьезных проблем здесь тоже, поскольку все китайские грузовики в значительной степени унифицированы между собой и японскими машинами. К тому же налажен массовый выпуск запасных частей. Их цена вполне приемлема.
Сейчас по соотношению цены и качества китайские грузовики не имеют себе равных. Машины из Китая имеют все шансы на успех на российском рынке. А если отечественные производители срочно не улучшат качество сборки своих автомобилей и не начнут устанавливать на них современные дизельные двигатели, то вскоре они не смогут конкурировать с китайскими предприятиями.
|